Главная достопримечательность Калининградской области - Куршская коса - узкая полоска суши отделяющая Балтийское море от Куршского залива. Это уникальное и живописнейшее место включили в перечень объектов всемирного наследия и признали государственным природным национальным парком.

Калининград Общая информация Общая информация о Калининградской области
Общая информация о Калининградской области

Калининградская область - один из красивейших регионов России. Еще в начале века курорты, расположенные на ее территории, были очень популярны для отдыха европейской аристократии.
Природа щедро одарила этот край живописными ландшафтами и уникальными лечебно-оздоровительными ресурсами. Море, песчаные пляжи, хвойные леса, минеральные воды, лечебные грязи - эти дары природы калининградцы постарались использовать во благо себе и гостям области. Наиболее крупными туристскими центрами являются Калининград, Светлогорск, Зеленоградск и Куршская коса.


Приезжающие в Калининград туристы отдают предпочтение знакомству с архитектурными, историческими и музейными памятниками прошлого, особое место среди которых занимает Кафедральный собор, у стен которого захоронен популярный ученый и мыслитель Иммануил Кант.

Экскурсии по Калининградской области пользуются у туристов и гостей города неизменным успехом, так как позволяют узнать удивительную историю этой земли, которая связана с жизнью пруссов, походами Тевтонского Ордена, торговыми путями Ганзейского Союза и великими именами тех, кто жил или побывал в Кенигсберге: Иммануила Канта, Теодора Амадея Гофмана, Леонарда Эйлера, Фридриха Бесселя, великого русского царя Петра Первого и других выдающихся людей.

Ни один турист, прибывший в Калининградскую область, не упустит возможности посетить Государственный Национальный парк "Куршская коса". Это уникальное природное образование, расположенное на узкой полоске песка между Балтийским морем и заливом, не имеет аналогов в мире. Здесь туристы и отдыхающие наслаждаются чудесной и девственной природой, гармонией моря, дюн и лесных массивов.


Уникальное географическое положение Калининградской области позволяет сочетать отдых на побережье с короткими путешествиями в страны Балтии и Западной Европы. Красота калининградской земли очарует вас, а гостеприимство жителей навечно завоюет ваши сердца.

Калининградская область — самая западная и самая маленькая область Российской Федерации, входит в состав Северо-Западного федерального округа.
Площадь — 15,1 тыс. км? (13,3 тыс. км? за вычетом площади Калининградского и Куршского заливов)
Население — 945,0 тыс. чел. (2005). Плотность населения: 62,6 чел/км? (2005), удельный вес городского населения:77,5 % (2005)
Граничит с Польшей на юге, с Литвой на севере и востоке (см. граница Калининградской области). На западе Калининградская область омывается водами Балтийского моря


ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
Калининградская область — самый западный регион России. Она отделена от остальной России территорией независимых государств, но соединена морем и является, таким образом, полуэксклавом. Максимальная протяжённость области с запада на восток — 205 км, с севера на юг — 108 км.

Рельеф области — всхолмлённая равнина. На востоке области, в Нестеровском районе, рельеф более неровный, здесь расположена Виштынецкая возвышенность с высотами до 230 метров над уровнем моря. Также возвышенности имеются в Багратионовском районе (Вармийская или Варминская возвышенность). Вдоль правого берега реки Инструч тянется Инстручская гряда.

Самые низменные территории области расположены в Славском районе. Это так называемые польдеры — земли постоянно находящиеся под угрозой затопления и огороженные дамбами.

Область омывается водами Балтийского моря. На севере области расположен уникальный гидрографический объект — Куршская коса.


РЕКИ
Область богата реками. Всего по территории области протекает 148 рек длиной более десяти километров, однако больше всего в области совсем коротких рек и ручьёв (длиной менее 10 км). На них приходится семь десятых общей протяжённости длины калининградских рек. Вообще же суммарная длина всех калининградских рек составляет почти тринадцать тысяч километров.

Крупнейшие реки области — Неман и Преголя, к бассейну этих двух рек относится бо?льшая часть территории области. Основные притоки Немана на территории области — Шешупе и Тыльжа, Прегель — Писса, Анграппа, Инструч, Лава.

Не относящиеся к бассеинам Немана и Прегеля реки впадают либо в Куршский (Ржевка с притоками Злая, Оса, Швента и др.), либо в Калининградский залив (Прохладная с притоками Корневка, Майская и др.). Лишь небольшое количество малых рек впадает непосредственно в Балтийское море.


ОЗЁРА
В Калининградской области насчитывается 38 озёр площадью более 0,1 км? (вместе с водохранилищами и прудами). Самое большое из них — Виштынецкое озеро. Оно расположено на востоке области на границе с Литвой. Площадь этого озера — 16,6 км?. С 1975 года оно имеет статус памятника природы.

Остальные озёра области невелики. Среди озёр области довольно много озёр-стариц. Таковы, к примеру, относительно крупные озёра Воронье и Пустое (старицы Прегеля). В Славском районе есть несколько небольших озёр-стариц Немана. На юго-востоке области много озёр, образовавшихся в ходе таяния ледника, к примеру пограничное Красное озеро. К этому семейству озёр относится и Виштынецкое озеро.

Также в области часто встречаются рукотворные озёра-пруды. Примерами таких озёр являются пруды Великий, Дивный и Школьный, расположенные в Зеленоградском районе. Популярным местом отдыха калининградцев является расположенный на восточной окраине города пруд Чистый (в разговорном языке гораздо чаще называемый Исаковым озером).

Речка Лава в двух местах перегорожена дамбами гидроэлектростанций, здесь образовались водохранилища.

Другую группу рукотворных озёр Калининградской области составляют озёра — бывшие карьеры. За юго-западной окраиной Калининграда лежит группа таких озёр, известных под общим названием Голубые озёра. Эти озёра являются зоной отдыха горожан. Рядом с посёлком Янтарным расположено крупное озеро, бывшее раньше янтарным карьером.

Самыми большими внутренними водоёмами области являются заливы Балтийского моря — Куршский и Калининградский (Вислинский). Фактически они являются лагунами — лиманами, отгороженными от моря песчаными косами, Куршской и Балтийской (Вислинской) соотвественно. Вода в заливах пресная.


РАСТИТЕЛЬНОСТЬ
Калининградская область находится в зоне смешаных лесов. Большие всего лесов на востоке области, в Краснознаменском, Нестеровском и Черняховском районе. На юге Нестеровского района, у границы с Польше й, расположен Красный перелесок — часть Роминтенской пущи.

Также лесом покра значительная часть территории Куршской и Балтийской кос.

Наиболее распространённые хвойные деревья — ель и сосна, лиственные — дуб, липа, берёза, ольха, ясень, граб, бук.


ИСТОРИЯ
До XIII века на территории нынешней Калининградской области жили племена пруссов, народа, родственного нынешним латышам и литовцам. Пруссы сильно отстали от других народов Европы: к XI веку они не имели письменности, не имели городов и жили первобытно-общинным строем. Их религией было язычество.

После подписания договора о разделе прусских земель между польским князем Конрадом Мазовецким и великим магистром (гроссмейстером) Тевтонского ордена Германом фон Зальца в 1226 году началась колонизация Пруссии немецкими рыцарями Тевтонского ордена.

Колонизация проводилась под видом обращения «дикого» народа в христианство. Папа Римский приравнял поход в Пруссию к крестовым походам в Святую Землю. Пруссы не могли противостоять рыцарям на равных на поле боя, но широко применяли партизанскую тактику. В ходе завоевания, которое длилось около пятидесяти лет, рыцари основывали замки, которые являлись опорными пунктами. Первым из них стал замок Бальга, основанный в 1239 году на берегу Вислинского (Калининградского) залива и сохранившийся до сих пор.

После завоевания прусская культура искоренялась рыцарями как «нечистая», противная христианской вере. Несколько племён ушло в дружественную им Литву. Но большинство пруссов постепенно ассимилировались, смешиваясь с массой немецких колонистов. Лишь в сельских районах прусская речь сохранилась до XVI-XVII веков. Немецкие колонисты из соображений безопасности селились у стен замков. Таким образом возникло большинство городов Калининградской области, в том числе и Кёнигсберг (Калининград).

Таким образом на территории нынешней Калининградской области (а также на территории нынешнего Варминско-Мазурского воеводства Польши) возникло государство рыцарей-крестоносцев.

Это государство вело постоянные войны с Польшей и Литвой. Такое военное перенапряжение привело к кризису Пруссии, и она даже впала в вассальную зависимость от Польши со второй половины XV века.

В 1525 по приказу великого магистра Альбрехта государство крестоносцев было преобразовано в светское Прусское герцогство. Последний выдающийся магистр Тевтонского ордена герцог Альбрехт стал первым герцогом Пруссии. Государственной религией нового прусского государства стал протестантизм лютеранского толка — таким образом, Пруссия стала первым государством в мире, признавшим протестантизм своeй государственной религией.

В 1657 году Пруссия вошла в состав объединённого Бранденбургско-Прусского государства и освободилась от вассальной зависимости от Польши.

В ходе Семилетней войны, между 1758 и 1762 годами Восточная Пруссия входила в состав Российской Империи. В немецкой историографии этот период получил название «первое русское время».

Восточная Пруссия, лучше сказать её северная часть (приблизительно одна треть общей территории Восточной Пруссии) вошла в состав России после Второй мировой войны, в соответствии с Потсдамскими соглашениями.

Сразу после победы был организован Кёнигсбергский особенный войсковой округ, который также занимался и гражданскими делами. Вскоре он был преобразован в Кёнигсбергскую область в составе РСФСР. Однако Кёнигсбергской эта область пробыла недолго, в 1946 году она была переименована в Калининградскую. Остатки немецкого населения были депортированы в Германию к 1947 году.

После войны Калининградская область стала одной из самых милитаризированных территорий Советского Союза. В Калининграде находится штаб Двукратно Краснознаменного Балтийского флота, после 1991 года город Балтийск (быв. Пиллау) остался крупнейшей базой этого флота.


НАСЕЛЕНИЕ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Население Калининградской области составляет 945 тыс. человек (около 0,7 % населения РФ на 2006 год), из них 741,8 тыс. (78,5 %) человек живёт в городах, и только 213,4 тыс. (21,5 %) человек на селе. В городе Калининграде сконцентрировано около 45,5 % населения области, что составляет 430,3 тыс. человек.

Демографическая характеристика области имеет долгую и сложную историю (в том числе и после вхождения области в состав РСФСР в 1945 году) на которой отразились интенсивные миграционные процессы.
Основы современного населения области составляют восточные славяне — в первую очередь русские переселенцы второй половины 20 века. Официальным и доминирующим языком Калининградской области является русский язык.
786 885 — Русские (82,37 %)
50 748 — Белорусы (5,31 %)
47 229 — Украинцы (4,94 %)
13 937 — Литовцы (1,46 %)
8 415 — Армяне (0,88 %)
8 340 — Немцы (0,87 %)
4 729 — Татары (0,50 %)
3 918 — Поляки (0,41 %)


Территориальная организация местного самоуправления
В Калининградской области имеется 13 муниципальных районов. Пять городов не входят в состав районов и являются самостоятельными муниципальными образованиями. Три города и один поселок городского типа не входят в состав районов и образуют вместе со своими окрестностями четыре городских округа, являющихся самостоятельными муниципальными образованиями.

Города, не входящие в состав районов:
Балтийск
Калининград
Пионерский
Светлогорск
Советск


Городские округа
Балтийский городской округ
Светловский городской округ
Светлогорский городской округ
Янтарный городской округ

РАЙОНЫ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ    
Багратионовский  Гвардейский  Гурьевский  Гусевский  Зеленоградский  Краснознаменский  Неманский  Нестеровский  Озёрский  Полесский  Правдинский  Славский  Черняховский

ГОРОДА И НАСЕЛЕННЫЕ ПУНКТЫ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Всего в Калининградской области 22 города и 5 поселков городского типа.
Административный центр: Калининград
Населённые пункты с количеством жителей выше 5 тысяч по состоянию на 1 января 2008 года:
Багратионовск  Балтийск  Гвардейск  Гурьевск  Гусев  Зеленоградск  Краснознаменск  Ладушкин  Мамоново  Неман  Нестеров  Озёрск  Пионерский  Полесск  Правдинск  Светлогорск  Светлый  Славск  Советск  Черняховск

Крупные города:
Советск (бывший Тильзит. 43.6 тыс. чел.)
Черняховск (бывший Инстербург, 43,3 тыс. чел.)
Балтийск (бывший Пиллау, 31,3 тыс. чел.)
Гусев (бывший Гумбинен, 28,1 тыс. чел.)


Курорты:
Светлогорск (бывший Раушен)
Зеленоградск (бывший Кранц)
Пионерский (бывший Нойкурен)
поселок Отрадное

Главные промышленные центры:
Калининград,
Советск,
Черняховск,
Гусев,
Светлый.

ЭКОНОМИКА
По данным Калининградстата ВРП Калининградской области на 2006 год составил 115 000 млн рублей.
По данным Росстата ВРП Калининградской области на 2006 год составил 99 889.8 млн рублей.

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
В Калининградской области развиты транспортное (вагонзавод) и подъёмное (завод «Балткран») машиностроение, судостроение и судоремонт (в Калининграде — Янтарь и Советске). Автомобилесборочное производство (Автотор), производство телевизоров. Также имеется промышленность строительных материалов (завод ЖБИ в Калининграде). Развита пищевая промышленность.


ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
Главным природным богатством области является янтарь. Калининградскую область называют Янтарным краем, поскольку на её территории расположено более 90 % разведанных мировых запасов этого удивительного минерала. В настоящее время годовая добыча янтаря достигает нескольких сотен тонн, однако лишь небольшая её часть используется в ювелирном производстве самой Калининградской области. Добыча и вывоз янтаря из Калининградской области частенько сопровождается правонарушениями, такими как незаконная добыча и контрабанда янтаря в страны Западной Европы.

Янтарь является одним из символов Калининградской области, поэтому его упоминание можно встретить во многих названиях предприятий, организаций, культурных событий, продукции местных производителей.

Область располагает небольшим нефтяным месторождением «Кравцовское» (Д6), расположенным на шельфе Балтийского моря. В 2004 году была запущена морская ледостойкая стационарная платформа, осуществляющая эксплуатационное бурение на месторождении. Лицензия на право разработки месторождения принадлежит «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефтегазу» — дочернему предприятию ЛУКОЙЛа. Однако данная отрасль производства Калининградской области вызывает неоднозначные оценки аналитиков и общественности Калининградской области, а также соседних стран (Литва, Польша). Платформа Д-6, находящаяся в Балтийском море в 22 км от уникального природного заповедника Куршская коса, занесённого в перечень всемирного наследия ЮНЕСКО, является предметом постоянного спора между организациями, стоящими на стороне экологической защиты и безопасности региона, с одной стороны, и промышленниками и чиновниками, с другой стороны.

На территории Калининградской области имеются значительные запасы высококачественной каменной соли и торфа. Добываемая соль покрывает потребности региона, и даже экспортируется в другие страны. Торф используется преимущественно для нужд сельского хозяйства в качестве органического удобрения. Также в регионе ведётся добыча бурого угля.

Область обеспечивает себя такими строительными материалами как песочек, глина, гравийно-песчаные смеси, а также такими нерудными материалами, как тяжёлые пески, содержащие титан, цирконий и железный марганец. Расположенные на больших глубинах минеральные воды с высокой степенью минерализации широко используются в пищевой промышленности и здравоохранении региона.


РЫБНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
Развито промышленное рыболовство, крупные рыбные порты расположены в Калининграде и Пионерском, менее крупные — в Рыбачьем и Светлом.


ТРАНСПОРТ
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ
Главнейший вид внутрирегионального транспорта — автомобильный. Развита сеть автомобильных дорог с твёрдым покрытием. Большинство дорог не соответствуют принятому в России стандарту по ширине, помимо того они отличаются извилистостью.На большинстве дорог Калининградской области установлена максимальная скорость в 70 км/ч (заместо 90 км/ч) из-за растущих вдоль дороги деревьев, представляющих серьёзную опасность.

Важнейшие автомобильные дороги:
А-229: Калининград — Знаменск — Черняховск — Гусев — Нестеров — литовская граница (далее — в направлении Вильнюса и Минска)
А-216: Калининград — Знаменск — Талпаки (разветвление с А-229) — Большаково — Советск — литовская граница (далее в направлении — Шяуляя и Риги)
Калининград — Зеленоградск — Рыбачий — литовская граница (далее — в направлении Клайпеды; проходит по Куршской косе при въезде на которую взымается экологический сбор)
Калининград — Ладушкин — Мамоново — польская граница (далее — в направлении Эльблонга и Гданьска)
Калининград — Багратионовск — польская граница (далее — в направлении Варшавы)

В августе 2008 года началось строительство автомагистрали Приморское кольцо, которая свяжет Калининград с Светлогорском, Пионерским, Зеленоградском, Балтийском, Светлым и , международным аэропортом Храборово.

Помимо того, по территории Калининградской области проходит недостроенная дорога, запланированная автомагистраль Кёнигсберг — Берлин (среди местного населения известна как «Берлинка»). Она обходит стороной населённые пункты и упирается в польскую границу. Погранперехода там нет, поэтому дорога практически не используется, тем не менее существуют планы реконструкции дороги с обоех сторон границы и устройства погранперехода.

Имеются следующие пограничные переходы для автомобильного транспорта:
с Литвой: Советск — Панемуне (по мосту королевы Луизы через Неман), Чернышевское — Кибартай, переход на Куршской косе черезКуршская коса - Нида
с Польшей: Багратионовск — Безледы, Мамоново — Гроново, Мамоново-2 — Гжехотки,Гусев - Гольдап

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ
Железнодорожный транспорт используется прежде всего для грузоперевозок между Калининградской областью, соседними странами и остальной территорией России. Также важна роль пассажирских перевозок, как внутрирегиональных, так и внешних. Калининград имеет железнодорожное сообщение не только с городами России (Москвой и Санкт-Петербургом), но также и с Гдыней в Польше и Берлином в Германии.

Бо?льшая часть существовавших на территории нынешней Калининградской области до войны железных дорог была разобрана в первые послевоенные годы; часть сохранившейся сети была закрыта после распада СССР.

К настоящему времени сохранились и используются следующие железные дороги:
Калининград — Черняховск — литовская граница
Калининград — Мамоново — польская граница
Калининград — Багратионовск — польская граница
Калининград — Приморск — Балтийск
Калининград — Гурьевск — Полесск — Славск — Советск — литовская граница
Черняховск — Советск — литовская граница
Черняховск — Железнодорожный — польская граница
Калининград — Зеленоградск — Пионерский — Светлогорск (электрифицирована)
Калининград — Пионерский (электрифицирована)


Крупнейшие железнодорожные узлы — Калининград (здесь сходятся семь железных дорог) и Черняховск (здесь сходятся четыре железные дороги)

Эксплуатирует железные дороги Калининградской области Калининградская железная дорога, выделившаяся после 1991 года из состава бывшей Прибалтийской железной дороги.


МОРСКОЙ ТРАНСПОРТ
В Калининграде, Пионерском и Балтийске крупные морские торговые порты, крупнейший из них — в Калининграде. Балтийск связан с Санкт-Петербургом паромной переправой и с Гданьском пассажирской линией (эксплуатируется польским пароходством).


ВНУТРЕННИЙ ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ
В Калининграде, Черняховске и Советске есть речные порты. Судоходные реки — Преголя и Неман, они связаны между собою судоходным путём, проходящим по реке Дейме и реке Матросовке. Важнейшая речная судоходная компания — «Западное речное пароходство».

Роль речного транспорта во внутрирегиональных грузовых перевозках незначительна, внутререгиональные пассажирские водные перевозки отсуствуют.

В летние месяцы между Калининградом, Фромборком и Эльблонгом по глади Балтийского залива (который фактически является внутренним водоёмом) курсируют суда на подводных крыльях, эксплуатируемые польским пароходством.


ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ
В Калининграде, точнее, в посёлке Храброво, есть аэропорт международного класса.


ГОРОДСКОЙ ТРАНСПОРТ
В Калининграде есть трамвайчик (самая старая система в России, действует с 1895 года, узкоколейный — 1000 мм) и троллейбус (см. Калининградский троллейбус). В других городах области городской транспорт представлен только автобусами, хотя до войны в Черняховске был троллейбус, а в Советске — трамвайчик.


ЭНЕРГЕТИКА
В 2004 году среднегодовое энергопотребление Калининградской области составило около 3,5 млрд кВт•ч при собственной выработке всего 235 млн кВт•ч.

B 2005 в Калининграде введён в строй первый блок новой, самой совершенной в энергосистеме России Калининградской ТЭЦ-2 мощностью 450 МВт. Теперь область получила энергетическую независимость. Первый энергоблок Калининградской ТЭЦ-2 покрывает половину потребности региона в электроэнергии. С пуском второго энергоблока, намеченного на 2010 год, Калининградская область получит полную энергетическую независимость от соседних стран.

В 2008 году было принято решение о строительстве Калининградской АЭС, пуск которой запланирован на 2015 год.
 
Материал из Википедии — свободной энциклопедии

 

Отдых в Калининграде