Ближайший город-курорт Зеленоградск (хорошие пляжи) находится в 32км от Калининграда. На общественном транспорте - до 50р. На такси - от 400р.

Куршская коса Общая информация Легенды и мифы Куршской косы
Легенды и мифы Куршской косы

Далеко не все мифологические тексты, посвященные Куршской косе, дошли до нас на языке оригинала. Многие существует в переложениях и переводах на другие языки. К примеру, мифы самых древних обитателей Куршской косы - носителей культуры шнуровой керамики - сохранились лишь как отголоски в мифологических представлениях более поздних обитателей полуострова, передаваясь из уст в уста.
 
Западно-балтские мифы, в свою очередь, существуют в основном в германоязычных переводах. Это объясняется практически полным уничтожением западных балтов в XIII-XV вв. в результате экспансии Тевтонского ордена. Тексты на балтском языке на протяжении столетий не печатались и не распространялись; язык этого этноса, реконструированный по единичным сохранившимся письменным источникам лишь в середине XX в., на сегодняшний день является мертвым.
 
Наиболее значимый пласт мифологических описаний Куршской косы составляют германоязычные тексты. И лишь незначительное количество мифов созданы русским населением Калининградской области за период с 1945 г. (к примеру, Легенда о танцующем лесе).
 
Все разнообразие мифологических текстов можно разделить на собственно мифы (о великанше Неринге и другие), на легенды (саги) и сказки.
 
В отличие от мифа, в основе каждого легендарного текста лежит реальная история, хранится коллективная память либо опыт коллективного переживания древнего населения косы. Реальный исторический факт положен также в основу романтической новеллы Гофмана «Майорат». Легенды, действие которых разворачивается на косе, доносят до нас все наиболее значимые из происходивших здесь событий: присутствие викингов и язычников-балтов, борьбу пруссов и куршей с немецкими завоевателями, колонизацию полуострова и ассимиляцию этих этносов, их религиозных воззрений и культурных традиций (легенда о Генрихе фон Кунцен). В легендарных текстах мы находим также «следы» тех экологических катаклизмов, которые постигли жителей косы после вырубки ее коренных лесов (истории об ужасном призраке зыбучих песков и о гибели Кунцена).
 
Часть мифологических текстов представляют собою истории целиком вымышленные, или сказки, на основе которых спустя некоторое время появились романтизированные литературные версии (история о кошке, погубившей множество людей в трактире поселка Росситтен, и др.).
 
Интересно, что подавляющее большинство мифов косы географически и топонимически связано с поселком Росситтен (Рыбачий), а именно с той местностью, которая в древние времена носила имя Расите. Видимо, это связано с тем, что ледниковый остров Расите, в пределах которого сегодня расположен поселок Рыбачий, является самой древней частью полуострова. Помимо того, почвы острова Расите, сформированные ледниковыми отложениями, превратили это место в единственный на всем полуострове аграрный район. Люди здесь жили обеспеченно и никогда не страдали от странствующих песков, что не могло не сказаться на их коллективном мифотворчестве.
 Неринга, береговая (пляжная) великанша
 
Много сотен лет тому назад, когда Куршской косы еще не существовало, на берегу моря высился построенный из темных сосновых брёвен замок. Воздвигнутый из толстых древесных стволов, был он состоятельно украшен многочисленной резьбой, янтарем и морскими раковинами и окружен просторными залами и тенистыми садами. Рядом с замком, на возвышенности, стояло святилище доброй богини Лаймы. Властителем замка был Карвайт - громадный, во всей стране известный своей мощью и отвагой полководец и мореплаватель. Его жена была столь же славна своей верностью, сколь и красотой. Однако у них не было детей.
 
Однажды на охоте Карвайт добыл огромного лося. Его он принес в жертву богине Лайме и попросил ее о наследнике. Двумя годами позднее его жена родила ему обалденную девченку. Радость родителей была неописуема. Под большой жертвенной липой Лайма получила благодарственное жертвоприношение, и было отпраздновано большое празднество.
Девченка день ото дня становилась все больше и прекрасней. Но странно! Когда ей исполнилось четыре недели, молока шести кормилиц перестало хватать, чтоб покормить ее досыта. Погодя еще некоторое время девице стали давать грубую человеческую пищу. Когда же прошло девять месяцев, и она начала бегать, была она так велика, как девченка в 15 лет, и имела косы длиной в две руки.
 
Тогда напугались родители и призвали жрецов и предсказателей придти, дабы они объяснили чудо, ибо люди в стране поговаривали: «Это сделала Лаума, злая фея! Она украла настоящего ребенка и заменила его на нежить». Мудрецы, однако, качали своими белыми головами и серьезно говорили: «Ребенок является волшебным даром доброй богини Лаймы. Он будет расти дальше, поэтому надо отстроить для девицы новый дом, выше самых высоких деревьев. В любом случае, малютка не принесет никакой печали, напротив - умножит славу и радости».
 
Родители вновь стали счастливы, и повелели выстроить здание - такое высокое и просторное, чтоб было оно пригодным для гигантской девченки.
Когда Неринга (так назвали девушку-великаншу) достигла 18 лет, исполнилось то, что предрекали пророки: она приносила счастье повсюду, куда приходила. Если корабль попадал в опасность на море или же на заливе, она шла чрез бушующие волны и вытягивала корабль на сушу за якорную цепь, а несчастных жертв кораблекрушения поднимала со дна и уносила в своем переднике домой. Был ли это крестьянин со своей трудно груженой телегой или с попавшими в сугроб санями, Неринга играючи переносила повозку с лошадьми туда, где была лучше дорога.
 
Слава о Неринге распространилась во все края, и многие сыновья владетельных князей мечтали ее взять в жены. Девченка пожелала испытать, сможет ли кто-нибудь из них перебросить камень на другую сторону моря. Большую груду камней сложили для этого на берегу. Сюда приходили женихи и испытывали свою судьбу, но лишь Наглису - юному властителю замка Винденбург, подобному самой Неринге по росту и красоте, - улыбнулось счастье.
 
Свадьбе молодых, однако, не суждено было состояться: вскоре пришел с запада шторм и бушевал без перерыва 13 лет. Море выбрасывало на берег огромнейшие массы песка. Ужасные волны уничтожали побережье, поля и леса, луга и подворья. Замок Винденбург также постигла бы гибель, тогда Неринга решила выстроить преграду на пути бушующих волн. Она набирала полный подол песка, переносила и ссыпала его в море, и так трудилась без передышки несколько недель. Когда работа была закончена, через море от одного берега к другому протянулась тонкая песчаная полоска суши, отгородившая от бушующего моря тихую и спокойную гладь залива.
 
На следующий год с песнями и медами справили счастливую свадьбу Наглиса и Неринги, но счастье их было недолгим. Что предрекали жрецы перед тринадцатилетним штормом, то и случилось: «Придут с запада и юга сильные завоеватели». Закованные в панцири рыцари Тевтонского ордена прибыли, чтоб обратить языческих пруссов в христианство. В неравной борьбе Куршская коса была покорена вместе с другими землями, в том числе с землей Скаловией, в которой находится замок Винденбург. Сыны Неринги в и ее вся родня погибли в борьбе, а замок был разрушен. Стены его упали в залив и, как говорят корабельщики, по сей день видны в прозрачной воде неподалёку от берега.
 
Память о доброй Неринге и сегодня продолжает жить в сердцах потомков людей, сочинивших легенду: жители литовской части Куршской косы, как и прежде, называют свой полуостров нерией, или нерингой.
 
Легенда о Генрихе фон Кунцен
 
В немецкой орденской стране, в местности Кунцен на Куршской косе жил в середине XIV столетия рыцарь-разбойник Генрих фон Кунцен. Он являлся злейшим врагом Тевтонского ордена, так как стремился возобновить языческие традиции пруссов. Свидетельством этих устремлений было принесение в жертву языческим богам каждого христианина, который попадал в руки Генриха. Дошло до того, что Огромный Магистр ордена Винрих фон Книпроде из своей резиденции в Мариенбурге отдал приказ захватить рыцаря живым или мертвым, однако родные леса давали борцу за прусскую свободу надежный приют.
 
Возвращаясь однажды домой из разбойничьего похода, Генрих встретил незнакомого юношу верхом на угольно-черном коне, который призвал его в новый поход на север за множеством денег и драгоценный камней. Не раздумывая долго, бандюган последовал за незнакомцем, с трудом поспевая за его быстрым конем. Чем дальше на север неслись наши герои, тем плоше становилась дорога, и тем отчетливее понимал Генрих, что встал он на путь, которому нет конца.
 
Внезапно конь Генриха остановился. Призвав Бога в помощь, хулиган захотел двигаться дальше. Но тут его спутник, на самом деле являвшийся дьяволом, раздосадовано воскликнул: «Ты вспомнил имя Бога. Это - твое счастье, ибо здесь ты должен был отыскать свой конец!» и поверг Генриха на землю бездыханным. Очнувшись к концу дня, Генрих увидел перед собой замок Мемель на высокой горе, омываемой водами. В сей момент, перекрестившись, Генрих обратился в христианство и стал с этого момента верным союзником Ордена.
 
История о кошке, которая погубила очень много людей в трактире Росситтена
 
Это случилось в 1481 г. в одном из трактиров поселка Росситтен. Немногочисленных гостей, часто останавливавшихся здесь на ночлег, стали утром находить в постели мертвыми. Допросили трактирщика, не отравил ли он пивко, но ничего подозрительного не смогли у него выявить. Однажды в трактир прибыла и расположилась на ночлег целая толпа лифляндцев, подошли также несколько жемайтов, которые в назначенное время улеглись на кровать и уснули.
 
Помещение внизу было устлано досками, в середине стояла подпирающая потолок колонна. В нижней части она наполовину сгнила и имела большую дыру. Посреди ночи к этой дыре подошла киса и начала мяукать. Тогда из дыры появилась огромная жаба, которую киса очень долго лизала. После этого кошечка подошла к постели жемайтов и, переходя от одного к другому, фыркала им в глаза. На утро все жемайты оказались мертвыми. Лифляндцы рассказали об этом инспектору. Инспектор пожелал узнать правду. Он приказал напоить допьяна и уложить спать одного бедного грешника, которого нужно было лишить жизни. Сам же стал за ним наблюдать. В определенное время кошечка сделала все, как обычно, и тот вскоре тоже умер. Тогда подпору разрушили, а жабу и кошку инспектор приказал поместить в бочку и спалить вместе с трактиром.
 
Легенда о черных парусах
 
Некогда в Кунценской кирхе служил пастор, которого весьма уважали рыбаками, потому что он был хорошим и справедливым человеком. Однажды ночью ему не спалось из-за сильного ветра, гнавшего по заливу осколки льда, и лед этот громковато хрустел, и влажный снег сыпался на крышу, а вороны летали очень низко, кружась над деревней. Лед тает, думал священник, весна близко, она вновь принесет моим рыбакам-прихожанам работу.
 
В полуночь порыв сильного ветра потряс дом священника, и дверь раскрылась. Два незнакомых человека подступили к постели испуганного служителя Господа и попросили его быстро идти с ними к церкви.
 
Когда священник зажег свет, он увидел, что чужаки покрыты угольно-черными платками, низко надвинутыми на лоб. На естественный вопрос, откуда они явились и чего ожидают, гости отвечали, что священник должен надеть епитрахиль и венчать в церкви юную пару. Суженный и невеста, оба «хорошие люди», а также свидетели бракосочетания и остальные свадебные гости уже ожидают у церковных врат.
 
Священник был удивлен, однако вышел из дома. У берега он увидел большой корабль под черными парусами, вымпелом которому служил череп. Испугавшись, священник осенил себя крестным знамением, после чего побежал так быстро, как мог, и попробовал скрыться за воротами кладбища. Однако спутники священника догнали его и, повязав ему глаза черной повязкой, повели в кирху прямо к алтарю.
 
Далее легенда повествует о том, как ужасные пришельцы заставили дрожащего пастора совместить браком пару, чьи руки были холодны как лед, а железные обручальные кольца горячи, как раскаленные угли. Ужаснее всего было то, что сразу же после венчания священник должен был прочитать заупокойную молитву над молодой женой.
 
Едва только дрожащий от страха пастор исполнил приказ и покинул кирху, как раздался пистолетный выстрел. А на следующее утро молодую женщину нашли мертвой: она лежала перед алтарем с распростертыми руками. На голове у нее заместо миртового венка был венок из соломы, а на горизонте еще были видны удаляющиеся в море корабли.
 
Легендарный рассказ о гибели Кунцена
 
Во времена французской оккупации мелкий отряд французов пришел в Кунцен, чтоб получить там лодку для продолжения пути в Мемель. Когда Катинка, прелестная племянница хозяйки трактира, спустила лодку на воду, французы попытались увезти девицу. Внучок хозяйки хотел им помешать и при этом убил капрала, за что и был расстрелян французами. Старуха побежала к церкви, ударила в колокол и умоляла о мщении; тут же, одновременно с ее мольбой, поднялся сильный ветер, который разрушил Кунцен до такой степени, что лишь несколько домов и расщепленные деревья остались торчать в ужасной песчаной пустыне.
 
Легенда о танцующем лесе
(автор – Марина Егорова)
 
Древние пруссы поклонялись могучим деревьям. Язычники не знали истинного Бога, и защиты от бушующих стихий искали в священных дубравах.
 
В те времена коса была островом, покрытым высоким лесом. Попасть сюда можно было только через широкий пролив. Воины-пруссы охраняли подступы к острову, особенно опасались они людей иной веры, так как их приход мог нарушить неприкосновенность священных рощ.
 
Лишь одну девушку-христианку грозные хранители пропустили на косу. В ее лодке не было ничего, не считая арфы, и ей было разрешено учить девченок игре на этом инструменте. Образ девицы был так прекрасен, что все лесные духи шептали ей вслед словa восхищения.
 
Девочку звали Прединия. Она никогда не входила в воспрещенный лесок, чтоб не оскорблять чувств жителей косы. На арфе Прединия играла у высокой горки, поросшей молодыми соснами. Вскоре все, не считая завистливых нимф и самолюбивых жрецов, полюбили девочку.
 
Однажды на острове охотился самбийский князь Бартий. Преследуя косулю, он услышал прекрасную музыку. Мелодия звучала столь невероятно, что охотник забыл про добычу и поспешил на звук. Выбежав на поляну, Бартий остановился в изумлении: посреди леса в окружении белок, птиц и оленей перебирала струны самая нежная девченка из всех, кого князь встречал на свете. Не раздумывая, Бартий предложил ей руку и сердечко. Прединия тихонько ответила, что станет женой только мужа-христианина. «Я не смогу принять твою веру, воскликнул князь, - если при всех ты не докажешь, что твой невидимый Бог сильнее вот этих крепких деревьев!»
 
На горке собрались все, кто был тогда на острове. Жрецы предвкушали свою победу. Нимфы злорадно посмеивались. Воины просто любовались девой. И только маленькие девченки, окружив свою наставницу, еле слышно пели песни на греческом языке.
 
Когда Прединия прикоснулась струн, вся природа замерла, птицы смолкли. Над лесом зазвучала мелодия, и вдруг… деревья начали танцевать! Они склонялись в поклонах перед красавицей, подчиняясь музыке. Когда Прединия окончила игру, стволы сосен… застыли в вихре танца. Приключилось настоящее чудо!
 
Князь снял с руки драгоценный браслет и подарил своей невесте, а птицы сплели ей венок из белых цветов. Поселение, которое спустя некоторое время возникло вокруг танцующего леса, назвали в честь княгини - Предин. И даже когда через много столетий кочующая дюна покрыла поселок песками, на старом месте опять поднялся танцующий лес. Сохранилась и арфа - ее всепобеждающая музыка слышна всякий раз, когда не знающий покоя ветер касается сосновых стволов.

 

Отдых в Калининграде