Туризм – это отдых, общение и культурное обогащение путешествующих людей. Туризм – это создание инфраструктуры, приведение в порядок существующих исторических и оздоровительных объектов, дополнительные рабочие места и, несомненно, дополнительные поступления в казну принимающей стороны.
Туризм – это один из двигателей развития экономики.
Наш читатель Алексей Глушков стал инициатором дискуссии заинтересованных сторон о перспективах развития водного туризма в Калининградской области, т.к. убеждён, что благополучное будущее нашего региона невозможно без использования наших природных богатств
– Для Калининградской области водный туризм по сравнению с другими направлениями самый перспективный. Да, культурный туризм у нас существует, но в основном он, как говорится, ностальгический, когда к нам приезжают пожилые иностранцы. Инфраструктура туризма оздоровительного в нашей области слабо развита и требует больших финансовых вложений. Не считая того, и прибалтийские климатические условия не очень-то способствуют этому виду туризма.
В условиях широкой доступности курортов Турции, Греции, других теплых стран, их выгодности по климату, комфорту, инфраструктуре, цене нам здесь нужно ещё много потрудиться, чтоб образовать подобные привлекательные условия. Поэтому наши туристы через 4 5 дней уже и не знают, чем им заняться, какие развлечения отыскать.
Калининградская область находится на магистральном пути. По своей значимости я бы сравнил его с путём из варяг в греки, благодаря которому в своё время возникло российское государство. По нашим рекам яхты через Литву выходят в Латвию, Эстонию, северную Европу. А по маршруту Е70 можно пройти по внутренним рекам из Нидерландов через всю Европу до её севера. Водный туризм чрезвычайно популярен на Западе. К примеру, только в Польше сосредоточено более 40 тысяч яхт этого профиля.
Калининградская область имеет колоссальные преимущества и в морском яхтинге. Туристические маршруты и законодательство зарубежных стран ограничивают ночные переходы яхтсменов, особенно идущих на катерах. Самый распространённый (средний) класс судов не успевает в дневное время свершить двухсотмильный переход из Гданьска в Клайпеду. Поэтому они будут вынуждены входить на территорию Калининградской области. Сегодня, в силу отсутствия яхтенных гаваней, сделать этого они не могут. А это тысячи туристов! Водный туризм реально мог бы оживить экономику нашей области.
– Морской туризм, парусный спорт и активный отдых на море должны стать визитной карточкой Калининградской области. Для этого есть все возможности. Это и незамерзающие бухты, порты с открытым выходом в море, и положение области в центре Европы. Исторически сложилось так, что туризм и отдых определяли образ приморских городов.
Веским основанием того, что Пионерскому городскому округу нужно отдать предпочтение развитию парусного спорта (яхтинга) является то, что основной линией в стратегии рассматривается развитие порта как яхтовой марины. В настоящее время правительством области принята и одобрена программа реконструкции порта Пионерского в современный высококлассный яхт-клуб на 950 судов. Существующие сооружения уже позволяют разместить 350 судов, а строительство нового мола между уже существующим восточным молом и устьем «лососиной» речки даст возможность разместить ещё 600 яхт. Каждая якорная стоянка нового порта будет оснащена самыми современными системами коммуникации (телевидение, Интернет, электричество и водопровод). Будет создана современная система для заправки больших яхт; для судов меньшего тоннажа также будет построена своя заправочная станция. Наконец, огромная судоверфь сможет посоветовать яхтсменам все возможные технические услуги по обслуживанию и транспортировке судов. На побережье у Пионерского появятся торговые комплексы, эллинги, морской вокзал, подземная автостоянка и пирс на 950 яхт. Вдоль моря протянутся прогулочные аллеи с выходами на верхнюю террасу, где будет установлен амфитеатр. Корпуса современных гостиниц будут ступенчато опускаться к пляжу. Открытый выход в Балтику, несомненно, сделает Пионерский порт привлекательным для любителей яхтинга.
– Целесообразно ли проведение летом 2009 года в Калининграде полномасштабной (7 10 дней) международной выставки катеров и яхт с участием отечественных и зарубежных фирм? Предполагаемое место проведения — «Рыбная деревня», участники выставки из европейских стран приходят в Калининград морским путём.
Марина Друтман:
– Боюсь, что это невозможно сделать летом 2009 года. По моему мнению, для такой полноценной выставки инфраструктура в районе «Рыбной деревни» ещё не готова.
Римма Сагаева:
– Считаю, что проведение летом 2009 года в Калининграде полномасштабной международной выставки катеров и яхт целесообразно. В настоящее время принята и одобрена программа реконструкции порта Пионерского в современный высококлассный яхт-клуб на 950 судов. Полагаем, что Пионерский располагает лучшими условиями для проведения данного мероприятия, чем «Рыбная деревня» в Калининграде. Так как в Пионерском имеется возможность предоставления места не только для стоянки яхт, но и для проведения их продаж, демонстрации возможностей яхт с выходом в Балтийское море, проведения спортивных соревнований и т. д. Это очень зрелищное, интересное мероприятие.
К 2009 году будет готова первая очередь яхтовой марины. Учитывая это обстоятельство, город Пионерский становится центром яхтового спорта и туризма в Калининградской области.
Константин Поляков:
– Балтийское море выгодно отличается от того же Чёрного моря. Там более суровая, тяжёлая для яхт волна, да и входить, помимо Турции и небезопасных регионов Кавказа, некуда. Вдоль российского побережья двигаться неинтересно, даже при хорошей погоде.
Из Калининграда на яхте можно попасть более чем в 40 стран. В течение недели обойти Голландию, Данию, Германию, Польшу. Если двигаться на север, то побывать в Исландии. Маршруты очень интересные.
– Почему, по вашему мнению, Калининград не спешит использовать многолетний опыт европейских городов: Копенгагена, Гамбурга, Амстердама по формированию «водной городской территории» — водное такси, речные трамвайчики, плавучие отели, дачи? В Санкт-Петербурге этот бизнес успешно работает, являясь весьма привлекательным сегментом для малого бизнеса.
Павел Фёдоров:
– К сожалению, это длинные вклады и низкорентабельный бизнес, а калининградцы привыкли к высокодоходным коротким торговым и логистическим операциям. Плюс нужна инфраструктура: причалы, марины, то есть Программа областного правительства, муниципалитетов, вложения власти в развитие этого направления малого и среднего бизнеса. Это именно малый и средний бизнес, который так нужен сегодня.
Марина Друтман:
– Калининград, как несложно приметить, находился ранее и находится сейчас совсем в других условиях по сравнению с Санкт-Петербургом, я не говорю уже о европейских крупных городах. Мы накапливаем опыт, который у нас отсутствовал. А бизнес приходит туда, где можно зарабатывать деньги, возможно, в Калининграде такой миг просто ещё не наступил. А муниципальные власти, скорее всего, до сих пор недальновидно не разглядели в этом направлении будущее и не дали толчок малому бизнесу.
Римма Сагаева:
– Продолжительное время развитию водного туризма не уделялось должного внимания и не являлось главной идеей развития Калининградской области. Было вообще непонятно, в каком направлении будет развиваться Калининградская область. Но сейчас развитию туристической отрасли уделяется большое внимание и не зарабатывать на туризме недопустимо!
– А соседи Калининградской области чувствуют конъюнктуру водного туризма?
Константин Поляков:
– Ещё как! В последние восемь лет Эстония активно занимается яхтингом и весь туризм на нём строит. В этой северной стране, соизмеримой по площади и населению с Калининградской областью, в гораздо худших по сравнению с нами климатических условиях водный туризм каждый год приносит более одного миллиарда евро.
Не менее активно занимается водным туризмом и Литва. На государственные средства вдоль балтийского побережья и побережья реки Неман строится большое количество гаваней.
У нас же, к сожалению, пока только одни проекты, невзирая на все географические и экономические выгоды. Мы не должны упустить время. Тем более что имеем хорошую базу для ремонта и строительства яхт. Небольшое перепрофилирование наших судостроительных и судоремонтных заводов принесёт очень неплохие финансы.
Что интересно, иностранцы это хорошо понимают. Недавно Калининградскую область посетила финская делегация и специально ознакомилась с возможностями строительства и ремонта яхт, развития яхтенных портов, перспективами инвестиции инвестиций в эти направления.
И нам не надо стоять на месте. Стартовал проект в Пионерском. Это будет лучшая в России и одна из лучших в Европе яхтенная гавань. Проект грандиозный и яхтсмены очень заинтересованы в его успешной реализации. Есть ещё ряд проектов строительства яхтенных гаваней вдоль побережья залива. Более того, Евросоюз предоставляет международные гранты на совместные проекты, в которых Россия вполне может участвовать.
– Почему так полегоньку и сложно решаются вопросы создания в Калининградской области новых яхтенных стоянок, яхт-клубов и в целом инфраструктуры водного туризма?
Алексей Глушков
Аналитик, кандидат экономических наук
– Здесь необходим комплексный подход — надо не только иметь желание отстроить современный яхт-клуб, но и знать механизм реализации такой идеи в условиях российского рынка. При этом надо иметь «долгоиграющие» финансовые ресурсы для таких проектов, землеотвод (юридические вопросы), команду единомышленников (кадровые вопросы), проработанный маркетинг-план (аналитические вопросы), знать европейский опыт проектирования, строительства и эксплуатации яхтенных стоянок, яхт-клубов (международные аспекты проекта) и многое другое. Отсутствие хотя бы одного компонента сводит на нет механизм эффективной реализации. Это как в автомашине — можно долго спорить, что важнее — колесо или двигатель. Но для нормальной поездки на море в вашей автомашине должно быть 4 колеса, двигатель и многое другое.
Мы располагаем уникальной природной средой Калининградской области, которая просто создана для развития водного туризма (морского, речного, круизного, экстремального, подводного, познавательного и т. д.). Нужно правильно, эффективно ее использовать, в кратчайшие сроки проектировать, строить инфраструктуру международного уровня и тогда не будет отбоя от клиентов — и из России, и из Европы. В России сейчас есть финансовые ресурсы для таких проектов, все большее число россиян понимают, что здоровый образ жизни (а занятие парусом, морским и речным туризмом — это именно здоровый образ жизни) — это интересно, полезно, перспективно.
Павел Фёдоров:
– Массовый спорт во всех развитых странах существует при прямой поддержке государства и привлечении крупного бизнеса. Посмотрите на наших соседей: в Польше яхт больше чем в России, я имею в виду парусные яхты. И в основном это «малыши» и средние 6 10 метров. Клубы должны создаваться и первые пять-семь лет быть на бюджетировании властей.
– Признанными лидерами продаж катеров и яхт в России являются Москва и Питер. Есть ли у Калининграда шанс войти в тройку лидеров в этом сегменте рынка? Какие проблемы существуют сегодня в Калининграде у фирм, которые занимаются продажей катеров и яхт?
Валерий Зимайло
Генеральный директор компании «Фишбот»
– Если говорить о лидерстве с точки зрения количества продаваемых плавсредств, то в первую тройку нам войти не получится по причине несопоставимости количества населения. Однако по возможностям развития водного туризма мы явно превосходим не только Москву, но и поволжский регион России. Перспективы очевидны — путешествия базирующихся в Калининградской области судов по всей Европе и выход в Атлантику.
Не считая этого, значительную часть владельцев катеров и яхт составляют профессиональные (в прошлом) моряки — военные, торговые, рыбацкие. Для которых любовь к морю, морские традиции, романтика морских странствий — в крови.
Между прочим, статистика последних лет показывает рост размеров продаваемых судов, что говорит как о росте экономики и как следствие – благосостояния, так и о предпочтениях владельцев — в моде большие катера и яхты, способные ходить по Балтийскому морю в любую погоду.
Главная в настоящее время проблема для фирм, занимающихся торговлей маломерным флотом, — дифицит стоянок. Во всём мире — строительство и эксплуатация марин, яхт-клубов является самостоятельным видом бизнеса. Причём весьма доходным. Думаю, что в ближайшие годы, и тому есть примеры, это направление получит развитие. Возможен истинный бум. Поскольку приходит осознание того факта, что цена недвижимости у воды значительно вырастает при наличии причалов. И наоборот, привлекательность земли и недвижимости, примыкающей к верно спланированному и оборудованному яхт-клубу, вырастает в разы.
Потому эта сегодняшняя проблема в скором времени уйдёт в небытие.
Есть ещё одна проблема, скорей для владельцев, чем для фирм, — мосты в городе Калининграде. Пролёты довольно низкие, мосты не разводятся. Многие катера, и в первую очередь яхты, не могут пройти, к сожалению, дальше двухъярусного моста.
Извечная проблема — отсутствие современной заправочной станции для катеров и яхт. Всё делается по старинке: переливается из канистр.
– Ваша оценка перспектив развития водного туризма в Калининградской области.
Татьяна Нечаева
Директор турагентства «Мега Вит»
– Не секрет, что водный туризм является одной из самых динамично развивающихся отраслей современной экономики. Яхт-клубы, парусные регаты, паромное сообщение с европейскими портами, место посадки и высадки на круизные лайнеры, которые в будущем будут опускаться и с российских стапелей, — всё это должно стать неотъемлемой частью жизни калининградцев. Далеко не каждый регион России имеет выход в Балтийское море и два прекрасных залива, которые на сегодняшний день не используются даже в малой степени. Реки и канал области также можно использовать для непродолжительных речных круизов с осмотром достопримечательностей. Перспективы вполне реальные, и спрос на такой вид отдыха есть.
– Сможет ли «Пионерский проект» поднять уровень водного туризма Калининградской области?
Татьяна Нечаева:
– Естественно, мы за развитие «Янтарного берега» — единой рекреационной инфраструктуры Калининградской области. Но, на наш взор, успешное воплощение проекта зависит не только от строительства современной гавани с терминалом для пассажирских судов, но и от строительства новых привлекательных объектов, и особенно возрождения и реставрации уже существующих достопримечательностей нашей области, которые могли бы привлечь пассажиров (туристов), в том числе и круизных лайнеров, и следственно развития сопутствующих отраслей. Для примера: во время круиза в каждом порту обычно предлагается не одна, а 2 3 разные экскурсии; при полной загрузке современного лайнера в 2500 пассажиров местные туроператоры должны предоставить не менее 30 40 автобусов. Если во время экскурсии планируется визит основных достопримечательностей нашего города, то около них должна быть организована удобная парковка для автобусов. Если экскурсия планируется на целый день, то обычно в неё входит и обед в городе, проведение которого также требует особо подхода. А если в порт войдет сразу несколько лайнеров?
Хотелось бы, чтоб данный проект оценили с точки зрения не только иностранных круизных компаний, но и российских операторов, чтоб терминал и гавань стали отправной точкой для круизов из России в Европу и далее.
– Какие перспективы развития яхтинга в целом и парусного спорта в частности, в Калининградской области?
Константин Поляков:
– На сегодняшний день не только в Калининградской области, но и по всей России наблюдается настоящий бум яхтинга. Данные регистрации Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) говорят о том, что только за последний год в нашей области зарегистрировано столько яхт, сколько за всё предыдущее время.
Покупка яхт различной категории, мощности и цены растёт просто в геометрической прогрессии. Что говорит об имущественном состоянии жителей области и, разумеется, о географических и водных преимуществах, которыми обладает наш регион.
Но есть две большие проблемы, сдерживающие рост регионального яхтинга. Во-первых, это закрытость для иностранных граждан Куршского и Калининградско-Вислинского заливов. Во-вторых, то же самое касается и движения иностранцев по внутренним водным маршрутам нашей области. Решение этих вопросов находится в сфере международной политики, поэтому оно продвигается потихоньку и сложно. Хотя положительная динамика наметилась, уже есть предварительные соглашения о первых шагах в сторону открытия этих водных пространств. Активно работают представители МИД России. Большую заинтересованность в решении этих проблем проявляют и дипломатические ведомства сопредельных стран.
Надеюсь, что в 2009 году решения будут найдены. От них зависит и масса других вопросов, к примеру открытие морских пунктов пропуска (МПП), организация деятельности пограничных и таможенных служб. Такой пункт пропуска уже есть в Балтийске. В дополнение необходимо открыть МПП в Мамоново и Полесске. Всё это позволит привлечь в регион большое количество водных туристов.
– Есть ли на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» планы по выпуску яхт, катеров, плавучих домов, дач, судов маломерного флота?
Марина Друтман:
– Я не знаю о подобных планах. В прошлом году приходил такой запрос от иностранной компании, которая занимается строительством домов на воде, но, скорее всего, их не устроили условия.
Павел Фёдоров:
– У нас в области есть несколько средних судоремонтных заводов, на базе которых такие производства можно развернуть. «Янтарь» нацелен на выпуск больших судов.
– Московский банк реконструкции и развития» является «первопроходцем» кредитования для приобретения судов маломерного флота. На каких условиях физическое или юридическое лицо может взять кредит для приобретения моторной или парусной яхты? Возникают ли проблемы в этом сегменте рынка кредитования?
Сергей Демиденко
Директор кредитного отдела Калининградского филиала «Московского банка реконструкции и развития»
– Условия приобретения маломерных плавательных средств (МПС) с помощью нашего банка очень просты. Их можно представить в виде трёх групп требований: требования к заёмщику, требования к предмету кредитования и требования к продавцу МПС.
Кредит на покупку МПС имеет целевое назначение: покупка нового и подержанного МПС, иностранного либо отечественного производства, сроком эксплуатации подержанного МПС не более 5 лет на момент погашения кредита.
МПС, подпадающие под нашу программу кредитования – это:
самоходные суда внутреннего плавания и иные плавучие объекты вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или с подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные суда вместимостью менее 80 тонн (не считая пассажирских, наливных, военных, прогулочных парусных и спортивных судов, судов смешанного (река-море) плавания, а также принадлежащих физическим лицам гребных лодок грузоподъёмностью менее 100 килограммов, байдарок - менее 150 килограммов и надувных безмоторных судов - менее 225 килограммов), эксплуатируемые во внутренних водах или прогулочные суда пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и вместимости, иные суда и плавучие средства пассажировместимостью не более 12 человек с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные суда вместимостью менее 80 тонн (не считая пассажирских, грузопассажирских, нефтеналивных, буксирных, военных и спортивных судов), используемые в целях мореплавания.
Теперь о предполагаемом заёмщике.
Кредитная заявка рассматривается, если клиент отвечает следующим требованиям:
Место постоянной регистрации: г. Калининград, Калининградская обл.
Возраст клиента: должен превышать 21 год, но не быть более 55 лет для женщин и не более 60 лет для мужчин на дату исполнения кредитного договора;
Гражданство клиента: клиент должен быть гражданином Российской Федерации;
Общий трудовой стаж: не менее 2-х лет, в том числе на последнем месте работы – не менее 3 месяцев.
Документы, необходимые для рассмотрения заявки:
• анкета – кредитная заявка;
• паспорт (только нового образца);
• водительское удостоверение (если у клиента нет водительского удостоверения, то клиент предоставляет копию водительского удостоверения близкого родственника (соответствующей категории) и копию паспорта такого близкого родственника, при подаче заявки на кредит. При выдаче кредита, клиент обязан предъявить оригиналы водительского удостоверения и паспорта близкого родственника.)
• если клиент младше 27 лет, то военный билет с отметкой об увольнении в запас, справка об отсрочке;
• копия трудовой книжки, заверенная работодателем.
Как видите, требования к заёмщику вполне адекватные, пакет необходимых документов минимален, хотя по собственной инициативе предполагаемый заёмщик может представить любые документы, положительно его характеризующие.
Если говорить о продавце МПС, то единственное требование, которое банк выдвигает – это обязательное прохождение аккредитации в банке и подписание соглашения о сотрудничестве. На сегодняшний день соглашения подписаны с двумя «грандами» в области торговли МПС: ООО «Астробалт» («ФИШБОТ») и ООО «Дамеск» (Салон моторной техники «ЮПИТЕР»).
– Какие страховые продукты может посоветовать страховая компания владельцам катеров и яхт?
Игорь Акманов
Шеф департамента страхования морских рисков ЗАО «Международная страховая компания «Айни»
– Международная страховая компания «Айни» работает на рынке страхования средств водного транспорта с 1995 года, и если в начале страхователями выступали транспортные и рыбодобывающие предприятия Калининградской области, то в последние годы нашими основными клиентами становятся владельцы современных катеров и яхт. Можно уверенно констатировать настоящий бум в этом секторе продаж.
Наша компания в рамках «Правил комбинированного страхования средств водного транспорта» предлагает полный набор страховой защиты, это и классическое КАСКО, в котором учитываются имущественные интересы судовладельца, включая угон и кражу, и ответственность судовладельца перед третьими лицами (аналог ОСАГО на автотранспорте), а также страхование экипажа и пассажиров от несчастного случая. Мы также можем посоветовать страховую защиту катера или яхты при её постройке и транспортировке.
– Как вы оцениваете перспективы развития регионального рынка судов маломерного флота, катеров и яхт?
Сергей Демиденко:
– Если рассматривать перспективы, то могу оценить их таким образом: предложение на рынке по маломерным плавательным средствам (МПС) растёт с каждым днём, спрос растёт аналогичным образом, в области строится инфраструктура под МПС… Прогнозы самые радужные!
Валерий Зимайло:
– Рынок маломерного флота в Калининградской области развивается, как и во всей России. Могу предположить, что в ближайшие два-три года можно ждать бум продаж. Самыми популярными будут надувные лодки размером 3,9 метра с моторами японских производителей от 15 до 30 лошадиных сил. В сегменте малых катеров будут катера с каютой около 6 метров, американских производителей со стационарными моторами. Меньшего размера — польских, с подвесными моторами.
В разряде среднеразмерных спортивных круизных катеров от 7 до 10 метров — однозначно «американцы». «Флайбриджи» и «Хардтопы» от 30 до 39 футов будут за «европейцами» — французы, шведы, немцы и поляки. Патрульные суда всех размеров — скандинавские производители. От 40 футов — только английские верфи, в первую очередь Princess и другие. С англичанами смогут конкурировать только итальянцы, к примеру Azimut, Feretti. Количество продаваемых парусных яхт в Калининграде будет повышаться за счёт европейских производителей — французских, немецких, польских, словацких. К сожалению, по объективным причинам, российские производители у нас не будут конкурентоспособны по причине льгот ОЭЗ по импорту. |