Для истинных туристов стало делом чести, чтоб их походы служили и другим людям, приобретали социальный смысл. Следует прислушаться к словам академика А, Е. Ферсмана: «Мы не можем просто гулять по раздолью нашей Родины. Мы должны быть участниками ее переустройства и творцами новой жизни».
Невозможно перечислить все полезное, сделанное туристами. Это тема целой книги, и она есть. Любители странствий собирают сведения об участниках революции и героях войны, приводят s порядок места их захоронений и устанавливают там мемориальные памятники и таблички, организуют выставки и музеи, участвуют е охране памятников истории и культуры и помогают местному населению (дают концерты, читают лекции, участвуют в уборке урожая и т. д.), выполняют новые туристские маршруты…
Туристы являются одними из самых активных потребителей даров и красот природы. Кому же, как не им, оберегать и оберегать ее! Так, в Куйбышевской области за пять лет туристы высадили 203 тыс. саженцев на площади более 30 га. Лет десять назад активисты Горьковского городского турклуба решили производить лесопосадки в местах, пострадавших от пожаров. Только в один день 1983 г. 400 горьковчан на территории Игумновского лесничества посадили более 100 тыс. саженцев сосны и ивы. Подобная инициатива подхвачена и в других областях.
Путешественники на своих маршрутах следят за выполнением другими людьми правил охраны природы, сообщают в сельсоветы и лесничества о появлении большого числа вредителей леса (к примеру, шелкопряда, жуков-короедов, долгоносиков). В прессе многократно сообщалось о том, как туристы задерживают браконьеров, тушат лесные пожары, совершают рейды вместе с лесниками и работниками рыбоохраны.
Для большинства туристов стало правилом в пути отчищать родники, очищать и маркировать тропы. Скажем, одесситы на поляне у слияния ручьев Далара и Ненскры — популярном месте стоянок самодеятельных туристов на Западном Кавказе — собрали и закопали 350 консервных банок! «Не делайте из природы помойную яму!» — призывает табличка на месте их захоронения.
Большую работу делают путешественники и для своих коллег — благоустраивают приюты и места биваков, оборудуют обзорные площадки, места переправ… Широкую поддержку получило предложение журнала «Турист» о создании «Уральского меридиана» — большой, хорошо оборудованной туристской тропы через весь Урал. Уже создано несколько ее участков, в том числе тропа Петра Бажукова, названная по имени юного партизана, погибшего в этих краях от рук колчаковцев. Проложили ее на общественных началах студенты Уральского университета, школьники и учащиеся ПТУ Свердловска.
Всегда — и в сложнейшей экспедиции, и в простеньком походе по родному краю — можно отыскать себе дело по душе, по силам группе. Дело, которое пойдет на благо другим людям, обществу.
Несколько лет назад два студента техникума, самовольно сбежав с летней практики, двинулись на «взятие» Эльбруса. Раньше они участвовали в несложных походах, были однажды в альплагере и потому сочли восхождение посильным.
Да, оно считается несложным. Но… при определенной подготовке. Студенты же, видимо, больше надеялись на «везение». Не подумали (или не знали?), что погода в высокогорье портится внезапно, да так, что и в трех метрах ничего не видно, ветер в прямом смысле валит с ног.
Однако пошли. Вдвоем, без ведома спасательной службы, без карт и необходимого снаряжения, связавшись чуть ли не бельевой веревкой, ориентируясь лишь визуально на вершины Эльбруса, далеко не по самому простому пути…
При подъеме на гору парни сорвались и скатились метров на двести. Падение их не остановило — опять полезли вверх. Когда поднялись до высоты 4500 м, началась метелица. Прошли еще немножко, видимости никакой, решили возвращаться. Один из них сильно переохладился и дальше идти не мог. Тогда другой отправился вниз один. Он спустился с горы и добрался до ближайшего коша пастухов, которые вызвали спасателей. Но те не успели — отставший замерз…
Подобное легкомысленное отношение к трудностям и опасностям походов, к сожалению, не столь уж нечасто. Некоторые любители странствий ставят себя в ситуации, в которых несчастье, кажется, предопределено предварительно, еще до выхода на маршрут. Анализ ЧП показывает — большинство их приключилось прежде всего из-за плохой подготовки, неумения, недисциплинированности, а иногда чистого авантюризма самих туристов.
В нашей стране делается многое, чтоб обеспечить безопасность самодеятельных походов. Созданы маршрутно-квалификационные комиссии (МКК) из наиболее опытных и авторитетных специалистов, проверяющие готовность групп к заявленному маршруту. Комиссии и секции по видам туризма ведут большую методическую и учебную работу. Существует и контрольно-спасательная служба (КСС). Разработаны и утверждены правила организации и проведения походов.
Однако есть еще любители идти на ничем не оправданный риск, пренебрегать «Правилами». Это частенько приводит к самым печальным последствиям.
Аварии способствует, в частности, недостаточный авторитет руководителя, слабое знание пути, утеря ориентировки на местности, тактически неправильная разработка маршрута. Он, предположим, включает препятствия, которые не соответствуют опыту туристов, поход проводится в неблагоприятный климатический период… В четверти несчастных случаев одной из причин является переутомление. Это и понятно — уставшие люди менее внимательны, реакция на неожиданную ситуацию у них замедляется. Но иные руководители при хорошей погоде буквально гонят участников вперед, идут по 10—12 ч в день (не считая привалов), да еще по сложному рельефу! Что увидят путешественники, которые «пролетают» по три перевала в день или, пренебрегая опасностью, идут в сплошном тумане?!
Но самое страшное — это низкие дисциплина и сознательность туристов. Нарушение дисциплины — не только пренебрежение указаниями руководителя или попытки уговорить его двигаться в опасных условиях. Но и самовольное, без необходимости изменение утвержденного маршрута и графика движения, употребление спиртных напитков, замещение одного вида передвижения другим (скажем, в пешем походе пытались сплавиться на сделанном наскоро плоту или начали переезды на попутных машинах, не приспособленных для перевозки людей) и др.
Далеко не безобидны и «мертвые души» в походной документации. Создается видимость сильного, «боеспособного» коллектива, МКК дает разрешение на поход. А группа-то значительно слабее. Последствия очевидны…
Нужно пометить, что нарушители, как правило, мало думают и о своих товарищах. (Из документов расследования гибели студента на Эльбрусе. На вопрос начальника краевой спасслужбы: «Ведь у вас были бензин, примус, палатка, рядом камни, за которыми можно укрыться. Не появилось ли у тебя мысли, что, укрой ты товарища от холода, нагрей воды, он остался бы жив?» уцелевший студент ответил: «Таких мыслей у меня в голове не было»).
Любая «мелочь» способна отразиться на безопасности туристов (потому-то мелочей в серьезном походе и нет). Вот повесили сушиться спальный мешок близко к огню, не проследили за ним, он и прогорел. Спать
в нем теперь ночью будет холодно, есть риск приболеть. А другого-то нет… Не научили всех работать с примусами, и в пути они оказались сломаны. Группе на несколько дней осталась без теплой пищи, без возможности кипятить воду… Таких примеров — бессчетно.
Еще одна причина ЧП — слабая моральная и психологическая подготовка. Бывает, пройдя хлопотный участок, туристы решают, что все сложности позади, «расслабляются»… Беда может случиться вследствие паники или замешательства. В книге Ю. Штюрмера приводится такой пример. Группа лыжников, совершающая турне по Карпатам, попала в метелица. И один турист через несколько часов замерз. Он скончался, лежа в спальном мешке, в укрытии; товарищи, находившиеся с обеих сторон, оказывали ему помощь. Но пострадавший нравственно сдался (видимо, от страха) и не сопротивлялся внешней среде.
Пускай не запугают вас эти истории. Походы не более опасны, чем занятия любым другим видом спорта, и процент пострадавших от общего числа путешественников ничтожен. Для наглядности: в прессе сообщалось, что как-то в мае в Москве утонуло 45 человек. Приблизительно столько же самодеятельных туристов погибает по всей стране за год.
Упомянутых трагедий в походах большей частью можно было избежать, если бы каждый турист ощущал свою ответственность за все на маршруте — начиная от снаряжения и запасов продовольствия и кончая психологической атмосферой и дисциплиной в группе. И несомненно, за жизнь и здоровье своих товарищей. |